Физические упражнения могут заменить

 множество лекарств, но ни одно

 лекарство в мире не может заменить

физические упражнения.

Мюссе А.

Представление

собственного педагогического опыта преподавателя физической культуры

Гамаюнова Дмитрия Геннадьевича

 

«Формирование здорового образа жизни студента, его взаимосвязь с занятиями физической культурой»

 

Перед каждым преподавателем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость преподавателя, его профессиональное кредо, личностную позицию.

О себе:

В 2001 году закончил МГУ имени Н.П. Огарева биологический факультет, квалификация «Биолог. Преподаватель по специальности «Биология»». В 2007 году закончил ГОУВПО « Мордовский Государственный Университет им. Н.П. Огарева», факультет экономики и управления на предприятии АПК. Экономист-менеджер. Работаю в ГБПОУ «Темниковский медицинский колледж» преподавателем дисциплины «Физическая культура» с сентября 2017 года.

Занимаемая должность: Преподаватель физической культуры.

Место работы: ГБПОУ Республики Мордовия «Темниковский медицинский колледж»

Общий стаж работы: 18 лет

Общий педагогический стаж работы: 3 года

Стаж работы в колледже: 2 года

Дата назначения на эту должность (в данном учреждении): 08.09. 2017 года.

Педагогический поиск – это процесс постоянный, а в перспективе – бесконечный. Позади долгий путь, главное приобретение на котором – опыт. А впереди – только движение вперед.

1. Актуальность и перспективность опыта

Актуальность проблемы,  над  которой  я  работаю,  обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда обучающихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма.  Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.

            Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитател­ьное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

              Итогом работы преподавателя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье обучающихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье студентов, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача преподавателя физической культуры. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности преподавателя значительн­о расширяется.

2. Концептуальность опыта

             Сущность формирования идеи опыта заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому студенту при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовате­льная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовле­нность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития молодого человека, необходимо строить занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения.

             Наилучший воспитательный результат, из моего опыта работы, получается, когда  опираешься на личный успех студента. Ведь этот успех всегда связан с чувством радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с заданием, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха. Поэтому, в качестве основного критерия  оценки успеваемости по дисциплине избраны индивидуальные темпы развития двигательных способностей студентов.

            Осознание этого помогает  сделать для себя исходной точкой работы со студентами основной принцип обучения и воспитания – в каждом  есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно в этом вижу свою основную задачу. 

            Цель физического воспитания в «Темниковском медицинском колледже» – овладение студентами основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.

            Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны.

3. Теоретическая база опыта

             В работе много внимания  уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению обучающихся к урокам физкультуры, разъясняя при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, ориентируюсь на личный подход к обучающемуся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

            Личностно-ориентированная технология обучения помогает мне в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей студентов.

           С целью активизации мышления обучающихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение.

           Для выработки у студентов объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где ребята определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке провожу анализ результатов деятельности и не оцениваю  свойства личности студента.

          В процессе преподавания физической культуры пробуждаю у студентов самостояте­льность в решении поставленных задач, опираясь на ранее изученный материал программы.

4. Технология опыта в колледже

          В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Тренируется мышечная сила, выносливость, а так же приобретаются теоретические  знания по предмету «Физическая культура». Дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологич­ескому признакам.

         Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых структурных элементов, разнообразии применяемых средств. Технология опыта предлагает систему конкретных методических приемов, методических рекомендаций по вовлечению обучающихся в больший по объему двигательный режим.

        Организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, известная под названием «круговой тренировки», обладает многими достоинствами и заслуживает самого широкого распространения в работе преподавателей. Однако эта форма дает эффект, если применять ее правильно. Наблюдения же показали, что многие преподаватели понимают под круговой тренировкой мелкогрупповой поточный метод. Он, несомненно, повышает плотность урока, но круговую тренировку с присущей ей особенностям не следует смешивать с проведением любых упражнений поточным способом, так как это снижает ее значение.

           Термин «круговая тренировка», обозначает иной способ проведения упражнений. В основе организации студентов для выполнения упражнений по круговой тренировке лежит тот же мелкогрупповой поточный способ. Но разрабатывается четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено – для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно – методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий четкое формирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее.

           Для проведения занятий по круговой тренировке составляю комплекс из 8 – 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц – рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и их разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексно­го развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.

           Одним из главных факторов спортивной жизни колледжа является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа. Привлечение ребят в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя физической культуры. Через работу спортивных секций в колледже культивированы следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкая атлетика, настольный теннис. С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирования команд для участия в соревнованиях районного и республиканского уровня, в колледже провожу соревнования по различным видам спорта.

          Так же очень значимыми и интересными событиями являются подготовка и проведение спортивно- массовых праздников:  «А, ну-ка, парни!», «День здоровья». Количество студентов, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса студентов к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни.

5.Педагогическая идея

Основной целью педагогической  идеи я считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья студентов.

Основной задачей учебной деятельности является:

  1. Комплексная реализация базовых компонентов программы.
  2. Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.

При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию.

Моя задача как преподавателя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:

  • учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;
  • беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время каждому студенту предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья;
  • обязательно планирую материал.

Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры

6.Средства и методы

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону - самому, с помощью администрации.

7.Результативность опыта

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровье сберегающим образовательным технологиям позволило:

  1. Повысить успеваемость по предмету.
  2. Повысить динамику роста физической подготовленности обучающихся.
  3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
  4. Повысить динамику состояния здоровья обучающихся

Здоровье сберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления студентов, в частности, на уроках физической культуры.

ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Гамаюнова Дмитрия Геннадьевича

Видеофрагмент занятия