РМ г.Темников
83445 2-28-60,

 

               Педагогический поиск – это процесс постоянный, а в перспективе –       бесконечный. Позади долгий путь, главное приобретение на котором – опыт. А впереди – только движение вперед.

 

 

Представление

собственного педагогического опыта

преподавателя клинических дисциплин

Макашкиной Нины Алексеевны

                              

       О себе:

        Занимаемая должность: преподаватель клинических дисциплин

Место работы: ГБПОУ Республики Мордовия «Темниковский медицинский   колледж»

        Общий стаж работы: 13 лет

        Общий педагогический стаж работы: 1 год.

        Стаж работы в данном учреждении: 1 год

        Дата назначения на эту должность: 23 08 2013.

        Образование:  среднее специальное

        Специальность по диплому: Фельдшер

        Дата предыдущей аттестации. нет

        Присвоена:  нет

        Заявлена: первая квалификационная категория.

        Курсы  повышения  квалификации

         в настоящее время прохожу курсы     повышения квалификации в

        дистанционном режиме при ГОУДПО ПК С МРИО

        Звание: нет

                                                  

 

   В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд»

 

        Педагогическое кредо: «Преподаватель не только должен учить студента, но и научить его учиться; не только давать знания, но и развивать личность; обучая — воспитывать».

В своей работе я соблюдаю следующие педагогические заповеди:

1. Принимать студента таким, каков он есть.

2. Быть справедливым и последовательным.

3. Приучать студента мыслить самостоятельно.

 

          Мы, педагоги – все разные. Каждый из нас - особенный, обладает своими, присущими только ему способностями и возможностями. Никто не может, да и не должен делать всё. Каждый из нас может быть выдающимся в чём то, кажущимся ему особенно интересным и увлекательным. Именно в этом он проявит себя как творческая личность, как артист, как созидатель и создатель нового, как воспитатель, советчик и старший товарищ студентов. Студенты наши тоже все разные, интересные, каждый по - своему. К каждому нужно найти индивидуальный подход. Нельзя учить всех одинаково, требовать от всех одинаково. У каждого есть свои способности, все по – разному  находчивы и сообразительны, у многих требуется тренировка памяти и внимания, развитие культуры речи и поведения. Здесь неприемлем никакой стандарт. Нужна индивидуальная работа, творчество, опыт и желание.

             Моя педагогическая философия основывается на принципах формирования системы ценностей, диалектическом подходе к оценке и анализу своей деятельности, гуманизации процессов обучения и воспитания.

             В медицинском колледже клинические дисциплины являются базовыми  для изучения практических манипуляций. Поэтому выбор технологий, методов и приемов обучения становится крайне важным аспектом педагогической деятельности, так как качество подготовки специалистов обусловлено качеством преподавания.

       1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена тем, что Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения нацеливает педагогов на подготовку качественно новых специалистов и повышает требования к качеству преподавания клинических дисциплин. Именно поэтому, преподавателю, который является ключевой фигурой в образовании, приходится не только воплощать образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвовать в формировании содержания образования, его обновлении. Именно преподаватель формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию.

Основными задачами считаю:  формирование у студентов компетентности:

·       в задании цели обучения различным  клиническим дисциплинам  для разных контингентов студентов;

·       в разработке и модификации программ обучения по курсам клинических дисциплин для различных ситуаций обучения;

·       в планировании, технологической разработке и реализации процесса обучения  разными методами, в разных формах и с помощью разных средств.

 

Задачи:

·       раскрытие студентам значимости правильной постановки целей обучения, специфики их видов и способов задания. Постановка перед студентами цели обучения;

·       обеспечение условий обучения, способствующих пониманию и усвоению необходимых знаний, путем применения оптимальных методических и технических средств обучения;

·       передача информации об особенностях и путях реализации общедидактических и психолого-педагогических принципов при разработке содержания обучения; о методах, формах и средствах обучения; о планировании и организации различных форм занятий применительно к курсам  клинических дисциплин;

·       формирование коммуникативных навыков с обучаемыми и коллегами из позиции преподавателя;

·       получение от студентов различных форм обратной связи, позволяющей определить степень реализации цели обучения.

 

Отсюда очевидна и роль клинических дисциплин для подготовки средних медицинских работников – создание прочной базы знаний  и отработки манипуляций   по  клиническим дисциплинам.

Работая над методической проблемой « Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа» стараюсь совершенствовать преподавание клинических дисциплин, формирование профессиональных компетенций.

ЦЕЛИ:
1.    Дать студентам такие доступные  качественные и  практические  представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
2.    Достижение всеми  студентами обязательного уровня обучения и продвижение их по уровню возможностей в силу индивидуальных способностей.
3.    Развитие практических способностей для дальнейшей трудовой деятельности.                      

           2. Концептуальность. От подходов  преподавания клинических дисциплин зависит  дальнейшая практическая деятельность студентов. Поэтому я пытаюсь организовать учебную деятельность так, чтобы у студента появилась потребность учиться, а также  отрабатывать практические навыки. Это правило я и беру за основу.

         3. Своеобразие: для меня  необходимость детальной отработки каждой манипуляции в плане выявления межпредметных связей дисциплины является основой. Необходимо чётко представлять, что практические навыки  обязательно будут востребованы в дальнейшем. Узнать об этом  можно несколькими путями. Непосредственное обсуждение каждого раздела клинической дисциплины, систематическое посещение занятий учебных дисциплин, изучение содержания учебников по клиническим наукам, изучение рабочих программ и календарно-тематических планов – все пути эффективны.

        Проделав эту работу, я могу  на конкретных примерах показывать,  практические знания используемые в медицинской практике. Кроме того, акцентирую внимание студентов на тех анатомо-физиологических особенностях органов, которые могут иметь значение в развитии патологии, если такие особенности имеют место. Такой подход к преподаванию, несомненно, повышает мотивацию к изучению клинических дисциплин. Знания, преподнесённые в таком ключе, воспринимаются с большим интересом и дольше удерживаются в памяти. 

          Вот в этом и заключается практическая значимость  данной проблемы, а именно: научить своих студентов приобретать знания, и навыкам практических манипуляций, и быть востребованными  в трудовой  деятельности

 Основные межпредметные связи:   анатомия, ПМ 04. и ПМ 07  «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,  должностям служащих» ,  ПМ 02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах», ПМ.02 «Лечебная деятельность», фармакология, латинский язык.

            4. Новизна опыта. Важнейшим направлением моей деятельности является разработка информационных компьютерных материалов и внедрение их в учебный процесс. Именно поэтому качественное преподавание клинических дисциплин является особо важным  для подготовки компетентных специалистов. Именно это и нацеливает меня на все более активное использование инновационных технологий, т.е. заинтересованность в конечном итоге учебного процесса (теми знаниями, умениями, опытом и компетенциями которые должны получить студенты).

        5. Оптимальность и эффективность средств. Я считаю, что самые прочные знания - это теоретические и практические.  В этом плане полезными для формирования мотивации являются творческие задания. С этой целью в своей практике я  использую   следующие методы обучения студентов:

  • Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором преподаватель объясняет, а студенты воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
  • Частично – поисковый метод (студенты пытаются сами найти путь к решению проблемы);
  • Исследовательский метод (преподаватель направляет, студенты самостоятельно исследуют).

         Для развития интереса клиническим дисциплинам стараюсь выполнять следующие условия:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта студента;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приемов.

             Знания студента будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.        

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный результат).  Общие интеллектуальные способности студентов разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Конечно, можно учить столь разных студентов одинаково, но качество образовательного процесса снизится. Поэтому, для организации продуктивной деятельности студентов я  осуществляю на отдельных этапах уроков дифференцированное обучение. Дифференцированные задания позволяют обеспечить усвоение всеми студентами  материала.
           Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих занятий. Учу студентов эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность за результаты своего труде. Учу  прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым студентом позволяет добиваться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний.       

           В своей педагогической практике я активно использую современные информационные технологии обучения для поиска и переработки учебной и научно-популярной информации по предмету.

Учебно-методическая работа:

 1. Тестовые задания по темам профессиональных модулей и междисциплинарных курсов;

 2. Методическое   пособие «Алгоритмы выполнения акушерско-гинекологических манипуляций»;

 3. Методическая разработка «Инструментальные методы исследования »;

 4. Урок - ролевая игра « В стационаре»;

  5. Рабочая тетрадь в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом III поколения по профессиональному модулю 02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах» Раздел 3 «Оказание акушерско-гинекологической помощи»;

           Рабочие программы:

 ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», по специальности 34.02.01. « Сестринское дело

 ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий» по специальности 34.02.01. «Сестринское дело»;

 Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»  по специальности   34.02.01. «Сестринское дело».

 

           При выборе темы разработок, методического материала я руководствуюсь основными параметрами:

- целесообразность и мотивация;

- практическое применение.

 

     7. Возможность тиражирования.  В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю с докладами на Методическом и Педагогическом Советах колледжа, заседаниях ЦМК. Постоянно слежу за новинками учебной литературы, публикациями в журналах «СПО», «Специалист», «Справочник фельдшера и акушерки», «Медицинская сестра» и др.

       А самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мои занятия отвечали  не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих студентов.