РМ г.Темников
83445 2-28-60,

 

              

Представление

собственного педагогического опыта

преподавателя клинического цикла

Макашкиной Нины Алексеевны

          

 ПРОБЛЕМА:  Педагогический поиск – это процесс постоянный, а в перспективе –       бесконечный. Позади долгий путь, главное приобретение на котором – опыт. А впереди – только движение вперед.                 

     

 О себе:

        Занимаемая должность: преподаватель клинического цикла

Место работы: ГБПОУ Республики Мордовия «Темниковский медицинский   колледж»

        Общий стаж работы: 18 лет (из них 12 лет в практическом здравоохранении)

        Общий педагогический стаж работы: 6 лет

        Стаж работы в данном учреждении: 6 лет

        Дата назначения на эту должность: 23. 08.2013

        Образование:  среднее профессиональное

        Специальность по диплому: Фельдшер

        Дата предыдущей аттестации: 24.12.2014

        Присвоена:  1 категория

        Заявлена: первая квалификационная категория.

        Курсы  повышения  квалификации –31.08.2018 г.

 

        Звание: нет

                                                  

 

       Мое  педагогическое кредо: «Преподаватель не только должен учить студента, но и научить его учиться; не только давать знания, но и развивать личность; обучая — воспитывать».

В своей работе я соблюдаю следующие педагогические заповеди:

1. Принимать студента таким, каков он есть.

2. Быть справедливым и последовательным.

3. Приучать студента мыслить самостоятельно.

 

           В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд». Мы, педагоги – все разные. Каждый из нас - особенный, обладает своими, присущими только ему способностями и возможностями. Никто не может, да и не должен делать всё. Каждый из нас может быть выдающимся в чём то, кажущимся ему особенно интересным и увлекательным. Именно в этом он проявит себя как творческая личность, как артист, как созидатель и создатель нового, как воспитатель, советчик и старший товарищ студентов. Студенты наши тоже все разные, интересные, каждый по - своему. К каждому нужно найти индивидуальный подход. Нельзя учить всех одинаково, требовать от всех одинаково. У каждого есть свои способности, все по – разному  находчивы и сообразительны, у многих требуется тренировка памяти и внимания, развитие культуры речи и поведения. Здесь неприемлем никакой стандарт. Нужна индивидуальная работа, творчество, опыт и желание.

           

      Моя педагогическая философия основывается на принципах формирования системы ценностей, диалектическом подходе к оценке и анализу своей деятельности, гуманизации процессов обучения и воспитания.

             В медицинском колледже клинический цикл является базовым  для изучения теоретических вопросов и выполнения практических манипуляций. Поэтому выбор технологий, методов и приемов обучения становится крайне важным аспектом педагогической деятельности, так как качество подготовки специалистов обусловлено качеством преподавания.

      Актуальность и перспективность опыта обусловлена тем, что Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения нацеливает педагогов на подготовку качественно новых специалистов и повышает требования к качеству преподавания клинических дисциплин. Именно поэтому, преподавателю, который является ключевой фигурой в образовании, приходится не только воплощать образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвовать в формировании содержания образования, его обновлении. Именно преподаватель формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию.

Основной  целью  обучения считаю  формирование компетентности обучающихся:

  • в планировании, технологической разработке и реализации процесса обучения  разными методами, в разных формах и с помощью разных средств.

 

Задачи:

  • раскрытие обучающимся значимости правильной постановки целей обучения, специфики их видов и способов задания;
  • обеспечение условий обучения, способствующих пониманию и усвоению необходимых знаний, путем применения оптимальных методических и технических средств обучения;
  • формирование коммуникативных навыков с обучаемыми и коллегами с позиции преподавателя;
  • получение от обучающихся различных форм обратной связи, позволяющей определить степень реализации цели обучения.

 

Отсюда очевидна и роль клинических дисциплин для подготовки средних медицинских работников – создание прочной базы знаний  и отработки манипуляций   по  клиническим дисциплинам.

Работая с обучающимися, стараюсь совершенствовать преподавание клинических дисциплин, находить новые формы и способы формирования профессиональных компетенций. Стараюсь дать студентам такие доступные  качественные и  практические  представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. Стремлюсь к достижению всеми  студентами обязательного уровня обучения и продвижение их по уровню возможностей в силу индивидуальных способностей. Уделяю большое внимание развитию практических способностей для дальнейшей трудовой деятельности.                      Понимая, что от подходов  преподавания клинических дисциплин зависит  дальнейшая практическая деятельность студентов, пытаюсь организовать учебную деятельность так, чтобы у студента появилась потребность учиться, а также  отрабатывать практические навыки. Это правило я и беру за основу. Для меня  необходимость детальной отработки каждой манипуляции в плане выявления межпредметных связей дисциплины является основой. Необходимо чётко представлять, что практические навыки  обязательно будут востребованы в дальнейшем. Узнать об этом  можно несколькими путями. Непосредственное обсуждение каждого раздела клинической дисциплины, систематическое посещение занятий учебных дисциплин, изучение содержания учебников по клиническим наукам, изучение рабочих программ и календарно-тематических планов – все пути эффективны. Только проделав эту работу, я могу  на конкретных примерах показать использование  практических знаний  в медицинской практике. Кроме того, акцентирую внимание студентов на тех анатомо-физиологических особенностях органов, которые могут иметь значение в развитии патологии, если такие особенности имеют место. Такой подход к преподаванию, несомненно, повышает мотивацию к изучению клинических дисциплин. Знания, преподнесённые в таком ключе, воспринимаются с большим интересом и дольше удерживаются в памяти. 

         Вот в этом и заключается практическая значимость моей работы как преподавателя,  а именно: научить своих студентов приобретать знания  и навыки  практических манипуляций,  быть востребованными  в трудовой  деятельности

 

 Основные межпредметные связи:   Анатомия и физиология человека,  Основы патологии, ПМ 04 и ПМ 07   «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»», ПМ 02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах», ПМ.02 «Лечебная деятельность»,  Фармакология,   Основы латинского языка с медицинской терминологией.

      Новизна опыта. Важнейшим направлением моей деятельности является разработка информационных компьютерных материалов и внедрение их в учебный процесс. Именно поэтому качественное преподавание клинических дисциплин является особо важным  для подготовки компетентных специалистов. Именно это и нацеливает меня на все более активное использование инновационных технологий, т.е. заинтересованность в конечном итоге учебного процесса (теми знаниями, умениями, опытом и компетенциями которые должны получить студенты).

         Оптимальность и эффективность средств. Я считаю, что самые прочные знания - это теоретические и практические.  В этом плане полезными для формирования мотивации являются творческие задания. С этой целью в своей практике я  использую   следующие методы обучения студентов:

  • Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором преподаватель объясняет, а студенты воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
  • Частично – поисковый метод (студенты пытаются сами найти путь к решению проблемы);
  • Исследовательский метод (преподаватель направляет, студенты самостоятельно исследуют).

         Для развития интереса клиническим дисциплинам стараюсь выполнять следующие условия:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта студента;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приемов.

             Знания студента будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.        

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный результат).  Общие интеллектуальные способности студентов разные, разная у них и  обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Конечно, можно учить столь разных студентов одинаково, но качество образовательного процесса снизится. Поэтому, для организации продуктивной деятельности студентов я  осуществляю на отдельных этапах уроков дифференцированное обучение. Дифференцированные задания позволяют обеспечить усвоение всеми студентами  материала.
           Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих занятий. Учу студентов эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность за результаты своего труде. Учу  прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым студентом позволяет добиваться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний.        

Учебно-методическая работа:

 1. Тестовые задания по темам профессиональных модулей и междисциплинарных курсов;

 2. Методическое   пособие «Алгоритмы выполнения акушерско-гинекологических манипуляций»;

 3. Методическая разработка «Инструментальные методы исследования »;

 4. Урок - ролевая игра « В стационаре»;

  5. Рабочая тетрадь в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом III + поколения по ПМ  02 «Участие в лечебно – диагностическом и  реабилитационном процессах» Раздел 3 «Оказание акушерско-гинекологической помощи»;

           Рабочие программы:

 ПМ 02 «Участие в лечебно- диагностическом и   реабилитационном процессах»,

 по специальности 34.02.01.  Сестринское дело

 ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий» по специальности 34.02.01. Сестринское дело;

ПМ 01 «Диагностическая деятельность» по специальности 31.02.01. Лечебное дело;

ПМ 02 «Лечебная деятельность» 31.02.01. «Лечебное дело»

Учебная дисциплина «Акушерство и гинекология» по специальности  «Стоматология профилактическая».

           При выборе темы разработок, методического материала я руководствуюсь основными параметрами:

- целесообразность и мотивация;

- практическое применение.

 

     Возможность тиражирования.  В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю с докладами на Методическом и Педагогическом Советах колледжа, заседаниях ЦМК. Постоянно слежу за новинками учебной литературы, публикациями в журналах «СПО», «Специалист», «Справочник фельдшера и акушерки», «Медицинская сестра» и др.

       А самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мои занятия отвечали  не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих студентов.

ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Макашкиной Нины Алексеевны