РМ г.Темников
83445 2-28-60,

 

 

Из опыта работы

Зяйняп Ибрагимовны  Кузнецовой, преподавателя латинского языка ГБПОУ РМ  «Темниковский медицинский колледж »

 

 

 

Развитие познавательного интереса

 к латинскому языку

 через совершенствование форм

 вербального  и невербального общения

 

   Часто,  оглядываясь на свой 34 -летний педагогический опыт, мысленно перебирая применяемые мною различные образовательные технологии преподавания латинского языка в медицинском колледже,  (а  их, поверьте, было немало), я задаю себе одни и те же вопросы: заинтересовала ли я студентов? Будут ли они любить этот прекрасный язык, на котором говорили великие римляне, воспетом Геродотом и Гераклитом, оставившим миру письмена и манускрипты? Так вот,  будут ли будущие медсестры, фельдшера и врачи любить его так, как люблю его я?

    Из всех  методов, методик  и технологий,  я люблю урок - диалог,

урок - общение.  Если в глазах студентов я читаю  удивление, открытие нового, значит,  мой  урок состоялся.

    Я  изучила  педагогические  теории  отечественных педагогов 

А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского,   знакомилась с принципами обучения по Занкову, системой Шаталова, идеями педагогического сотрудничества, гуманизацией процесса обучения.   И считаю, глубоко был прав Сухомлинский, когда писал, что учение-это не механическая передача знаний. Это сложнейшее механическое   взаимоотношение. Сам выдающийся педагог строил учебно-воспитательный процесс на прочной основе общения. Читая труды великих мастеров- педагогов, а невольно ощущала,  порой мы забываем главное, что  человеческая мысль рождается из потребности человека общаться.

    Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в становлении культурного поведения. Через общение с личностями, человек сам становится личностью.  Мы знаем, что если человек лишен общения с другими людьми, он обречен остаться существом,   лишь внешне анатомо-физиологически  напоминающим человека. Любой  процесс  обучения протекает в ситуации общения. Даже тогда, когда человек болеет, процесс общения с медицинским персоналом является обучающим, так как медицинский персонал учит больного, как быть здоровым. Переносить боль в условиях одиночества оказывается  гораздо сложнее.

    По мнению педагога-новатора В.Ф. Шаталова: если ученик не говорит на уроке, вообще в какой-либо форме не выражает мыслей, он не становится соучастником педагогического процесса, скорее всего, присутствует на нем, но не является его созидателем.

    В науке различают вербальное  и невербальное общение.

Вербальное общение-это речевое общение. Речь. Слова. А в слове скрыта  огромная энергия человеческого духа. Великая сила! Народная мудрость гласит: словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за  собой  повести.

    Великий философ Сократ по темпу речи, модуляции, тонировке, интонации, лексическому запасу, мог определить незнакомца, среду его проживания, уровень образованности и поклонения богом.

    Мы,  педагоги,  в медицинском колледже готовим не медицинских работников-роботов, а людей, которые могли бы общаться с больными, ведь слово - лечит.

Я полагаю, что никакие  видеофильмы,  компьютерные  технологии и  любые инновации не заменят на уроке живого  эмоционального слова преподавателя. Давно  замечено, что люди зеркально относятся  друг к другу.

    Роль невербальных средств в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть  человеческого общения разворачивается в  надводной части коммуникативного айсберга. «Учитесь не смотреть, а  видеть» - эти слова Шекспира  могут стать девизом педагога-мастера.

    Обучать и в то же время воспитывать  незаметно, подготовить к  обучению и восприятию «мертвого» языка  на вербальном (словесном) и невербальном (бессловесном уровне) — это мое предназначение.

    На своих учебных занятиях  стараюсь  разрешить  такую задачу, как оказание помощи в   овладении каждым студентом языка через общение: доброжелательное  обращение, поощрение. Например: «Оля! Пожалуйста, соберись с мыслями. Ты это можешь» или «Наташа, у тебя уже получается лучше. Молодец!». Не жалею  таких слов, как: «великолепно», «замечательно».

    Разрешая противоречия между потребностью в общении и отсутствием умений и навыков общаться, особое внимание уделяю установлению контакта со студентами, называю их только по имени, стараюсь узнать  ненавязчиво психологический  и   социальный микроклимат, а также их интересы.

    Я  замечаю, что познавательный интерес латинскому языку изменился  и это связано с тем, что на традиционном уроке заинтересовать данной наукой очень трудно. Однообразие на уроках  притупляет внимание, вызывает скуку, нет на занятиях атмосферы сотрудничества. Безвыходный тупик?  Выход старалась найти через создание межличностного общения: во-первых, развитие коммуникативной способности и, во-вторых — конструирование нестандартных форм учебных занятий — это уроки не типового вида, заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, требующее усилий и напряжения.

   В педагогической литературе невозможно найти педагогов, которые  выступили бы  с интересными методиками обучения латинскому языку в  медицинском колледже. Я сразу, с  первых дней работы,   пыталась создать  собственную модель теоретического и практического занятия  по латинскому языку, исходя из требований программы  и требований  Госстандарта.

    На первом уроке латинского языка первокурсники входят в кабинет под музыку «Gaudeamus», на информационном стенде для них подготовлен проспект «О латынь моя!» (урок презентация).

   У студентов появляется интерес.

    Я  стараюсь встречать студентов с хорошим настроением, с улыбкой на лице. Ведь еще Макаренко увольнял с работы с формулировкой: «Постоянно разводит грусть среди учеников!». И первые мои слова: «Дорогие друзья! Будь я Илона Давыдова  или владей я  ЕШКО (европейской школой корреспондентского обучения), не смогу обучить вас языку, если вы сами этого не захотите. Языку невозможно научить, ему надо учиться!».  У студентов уже заблестели глаза, появился интерес.

    Глаза, мимика  придают человеку индивидуальный имидж. Самое выразительное — глаза. Глаза в глаза, читать душу по глазам, сверкать глазами, прятать глаза, недобрый взгляд и т. д.

 

                                                             ГЛАЗ

                                     ↓                           ↓                              ↓

                         самочувствие        настроение            поведение

 

зрачки расширены – студент возбужден

зрачки сужены – студент мрачен

глаза бегают – говорит неправду

взгляд блуждает – мысли потеряны

взгляд неподвижен – стремление подчинить себе

взгляд вниз,  под ноги – стремление подчиниться

взгляд в сторону - неудовлетворенность

     Знание латинского  - это целая философия....  Например, Авиценна считал, что  медицинский работник должен обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.  Стараюсь делать свои  уроки разнообразными, использую различные образовательные технологии.  Приведу лишь некоторые из своего педагогического опыта.

«БОЙ  ГЛАДИАТОРОВ»

   Кто-то подходит к объявлению,  улыбаясь. Кто-то говорит: «Вот это да!», «Когда же это?».  Я  объявляю: «Дорогие студенты! На этот бой  приглашаются вторые курсы изучающие латынь.  Нужно знать тактику боя. Будем готовиться».

   Студенты смотрят на эмблему боя, поясняю,  книга - символ мудрости, палица-объем знаний, трезубец-острота тройного ума. Медик должен быть  вооружен всем этим, чтобы победить болезнь.

   В итоге: подготовлены  презентации, созданы команды «гладиаторов» и проходит бой.

Урок — игра «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

  Начинаю его стихами собственного сочинения:

Вам выпал здесь счастливый случай.

Учить латынь, вам повезло.

И  adenomу  от  carcinomы

Вы отличите всем назло.

Глагол спрягать теперь умеешь,

Что  dysuria,    разумеешь.

Haemophilieй  царь страдал,

Студент с латинского узнал.

   Студенты переводят латинские крылатые выражения на русский язык, разбирают их значимость, проецируя  на современную жизнь,   и понимают: насколько вечны главные ценности: нравственность, мудрость, доброта и трудолюбие.

    Это делает молодых людей не только культурнее и образованнее, но и помогает подняться еще на одну ступеньку нравственности, что ценно для сегодняшнего поколения.

    В  результате сформирован устойчивый интерес к предмету и свободное демократическое общение: преподавателя — личности , студента — личности.

 

    Ведь цель общения — взаимообогащение

                                               преподаватель – студент

                                           -  взаимообучение

                                              преподаватель – студент

                                           -  взаимопомощь и взаимоконтроль

                                             студент – студент

                                             преподаватель -   студентов.

    Римский философ-стоик Эпиктет, живший в  I — II веках до н.э. обращался: «Не забудь учитель - ты актер, и играешь  в пьесе роль, назначенную автором -Богом».

   Так давайте будем  работать так, чтобы  о нас сказали, что он - Педагог от Бога. Давайте  же будем общаться так, чтобы растопить  в сердцах и душах  наших студентов, наших учащихся  этот  ледяной айсберг.