Единственный путь, ведущий

                                                          к знаниям, - это деятельность.

                                                                                         Б. Шоу 

Представление

собственного педагогического опыта преподавателя анатомии и физиологии человека  

                                        Кудриной А.В.

http://nsportal.ru/kudrina-aleksandra-vasilevna

               

             Перед каждым преподавателем в течение всей его педагогической деятельности  стоит вопрос: чему учить и как учить? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость преподавателя, его профессиональное кредо, личностную позицию.

 

          О себе:

           В 1996 году закончила Темниковское медицинское училище по специальности Лечебное дело, квалификация «Фельдшер».  В 2007 году закончила Российский Государственный Социальный Университет, факультет Психологии по специальности Психолог. Преподаватель психологии.  Работаю в ГБПОУ «Темниковский медицинский колледж» преподавателем дисциплины  Анатомия и физиология человека с сентября 2013 года.

 

  Занимаемая должность: преподаватель анатомии и физиологии человека

  Место работы: ГБПОУ Республики Мордовия «Темниковский медицинский           колледж»

         Общий стаж работы: 15 лет

         Общий педагогический стаж работы: 1 год

         Стаж работы в колледже: 1 год

         Дата назначения на эту должность (в данном учреждении): 4.09.214год.

         Образование: средне   специальное, Темниковское медицинское училище,

          «Лечебное дело»;  высшее, РГСУ 2007год,психологический факультет.

        Специальность по диплому: фельдшер; психолог, преподаватель психологии.

       

  

       Педагогический поиск – это процесс постоянный, а в перспективе –       бесконечный. Позади долгий путь, главное приобретение на котором – опыт. А впереди – только движение вперед.

             Работаю над методической проблемой «Совершенствование преподавания анатомии и физиологии человека в свете личностно-ориентированного подхода »,  целями которой являются:
1.    Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
2.    Достижение всеми учащимися обязательного уровня обученности и продвижение их по уровню возможностей в силу индивидуальных способностей.
3.    Развитие психических функций учащихся.

              В жизнь колледжа прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», «инновационные процессы». Каждый преподаватель апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных. Я – не исключение.  Я расскажу о своем педагогическом опыте, который  основывается на принципах формирования системы ценностей, диалектическом подходе к оценке и анализу своей деятельности, гуманизации процессов обучения и воспитания.            

1. Актуальность и перспективность опыта.  В медицинском колледже дисциплина «Анатомия и физиология человека» является базовой для изучения специальных медицинских дисциплин. Поэтому выбор технологий, методов и приемов обучения становится крайне важным аспектом педагогической деятельности, так как качество подготовки специалистов обусловлено качеством преподавания.

       2. Концептуальность.

   Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения нацеливает педагогов на подготовку качественно новых специалистов и повышает требования к качеству преподавания учебных дисциплин.

            Преподаватель, являющийся ключевой фигурой в образовании, не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, его обновлении. Именно он формирует будущего специалиста и как конкурентоспособного работника, и как личность, способную к саморазвитию.

         Одной из важнейших дисциплин для подготовки специалистов является дисциплина  «Анатомия и физиология человека». Структура этой дисциплины, включающая два крупных основополагающих компонента, определяет задачи, стоящие перед предметом, и его роль в системе подготовки специалиста.

           Основными задачами предмета являются:

- глубокое изучение строения организма человека на макро- и микроскопическом уровне;

- изучение физиологических процессов, т.е. функций изученных структур.

 

Отсюда очевидна и роль дисциплины для подготовки средних медицинских работников – создание прочной базы знаний для усвоения в дальнейшем других общепрофессиональных и клинических дисциплин. Таким образом, дисциплина  «Анатомия и физиологиячеловека» является фундаментом, базисом медицинского образования, на котором возвышается надстройка из медицинских знаний.

Следовательно, от подходов к преподаванию анатомических знаний во многом зависит усвоение студентами важнейших клинических дисциплин. Одним из путей повышения качества преподавания этой дисциплины является широкое использование обширных межпредметных связей анатомии и физиологии с другими дисциплинами.

 

 

    3. Своеобразие:  «Анатомия и физиология человека» – дисциплина весьма сложная для студентов, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего ее более доступной. Ошибочны представления о том, что я сообщаю материал, а студенты «ловят его на лету». Здесь нужно не останавливаться, а искать те формы и  методы преподавания, которые бы обеспечили наиболее оптимальный результат.

      Учитывая сложность и объём программного материала по предмету (содержание учебного материала насчитывает огромное количество дидактических единиц)  вырабатываю у студентов мотивацию к изучению данного предмета.

        Я считаю, что если рассматривать массу анатомических фактов в чистом виде, то есть в отрыве от других дисциплин, то у студента при этом не возникает чёткого, осмысленного представления о том, для чего изучать эту массу фактов, где эти сведения понадобятся ему в дальнейшем. Иначе говоря, не возникает ощутимая мотивация для изучения анатомии, и добросовестно заученные знания быстро забываются.

       Однако для выработки у студентов заинтересованного, мотивированного подхода к изучению предмета совершенно недостаточно ограничиться общим указанием в ходе вводной лекции на роль анатомии, физиологии и патологии в изучении медицины.

            Поэтому я пытаюсь организовать учебную деятельность так, чтобы у студента появилась потребность учиться. Это правило я и беру за основу.

        Необходимо, чтобы по каждому разделу программы студент убеждался, что те или иные конкретные анатомические и физиологические сведения обязательно понадобятся ему при изучении конкретных клинических дисциплин. Только такой подход сформирует у студентов явственную мотивацию для запоминания этих сведений.

     Для меня  это означает необходимость детальной проработки каждого раздела программы в плане выявления межпредметных связей дисциплины. Необходимо чётко представлять, какие анатомические сведения являются клинически значимыми, т.е., обязательно будут востребованы в дальнейшем преподавателями – клиницистами. Вычленить эти сведения из всей массы анатомических фактов можно несколькими путями. Непосредственное обсуждение каждого раздела программы с преподавателями клинических дисциплин, систематическое посещение занятий клиницистов, изучение содержания учебников по клиническим наукам, изучение рабочих программ и календарно-тематических планов – все пути эффективны.

        Проделав эту работу, я могу  на конкретных примерах показывать, как знания анатомии и физиологии используются в медицинской практике. Такие примеры можно привести в каждом разделе программы. Кроме того, акцентирую внимание студентов на тех анатомо-физиологических особенностях органов, которые могут иметь значение в развитии патологии, если такие особенности имеют место. Такой подход к преподаванию, несомненно, повышает мотивацию к изучению дисциплины. Знания, преподнесённые в таком ключе, воспринимаются с большим интересом и дольше удерживаются в памяти. 

          Вот в этом и заключается практическая значимость  данной проблемы, а именно: научить своих студентов приобретать знания, уметь ориентироваться и включиться в трудовую деятельность, быть востребованными. 

От подходов к преподаванию анатомических знаний во многом зависит усвоение студентами важнейших клинических дисциплин. Одним из путей повышения качества преподавания этой дисциплины является широкое использование обширных межпредметных связей анатомии и физиологии с другими дисциплинами.

             Основные межпредметные связи осуществляются с такими дисциплинами и профессиональными модулями как: основы микробиологии, вирусологии и иммунологии, ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02 Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном,   процессах, ПМ 02. Лечебная деятельность.

 

  4. Новизна опыта:  Важнейшим направлением моей деятельности является разработка информационных компьютерных материалов и внедрение их в учебный процесс, так как анатомия и физиология человека по праву считаются важнейшими дисциплинами в любом медицинском колледже. Эти дисциплины являются тем фундаментом, на котором строятся знания студентов – медиков по специальным дисциплинам. Именно поэтому качественное преподавание данного курса критически важно для подготовки компетентных специалистов. Вместе с тем, анатомия и физиология человека  считается одними из самых сложных по уровню освоения дисциплин. Именно это и нацеливает меня на все более активное использование инновационных технологий, т.е. заинтересованность в конечном итоге учебного процесса (теми знаниями, умениями, опытом и компетенциями которые должен получить студент).

5.Оптимальность и эффективность средств.

На своих занятиях я использую технологии, которые позволяют изучать анатомию наглядно, динамично, объемно. С этой целью подготовлены  методические разработки, компьютерные обучающие материалы, презентации.

             Одним из важнейших требований, предъявляемых человеком к любой деятельности, в частности к учебной, является создание психологического комфорта и ощущение реальной достижимости цели именно для него, и желание получить адекватную его достижениям оценку результатов его деятельности со стороны преподавателя и, что не менее важно, со стороны сокурсников.  

      Я считаю, что самые прочные знания - это знания, эмоционально окрашенные. В этом плане полезными для формирования мотивации являются творческие задания. С этой целью в своей практике я  использую   следующие методы обучения студентов:

  • Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором преподаватель объясняет, а студенты воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
  • Частично – поисковый метод (студенты пытаются сами найти путь к решению проблемы);
  • Исследовательский метод (преподаватель направляет, студенты самостоятельно исследуют).

         Для развития интереса к своему предмету стараюсь выполнять следующие

         условия:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта студента;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
  • стимулировать познавательные интересы многообразием приемов.

             Знания студента будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный результат). Общие интеллектуальные способности студентов разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Конечно, можно учить столь разных студентов одинаково, но качество образовательного процесса снизится. Поэтому, для организации продуктивной деятельности студентов я  осуществляю на отдельных этапах уроков дифференцированное обучение. Дифференцированные задания позволяют обеспечить усвоение всеми студентами  материала.
           Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих занятий. Учу студентов эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность за результаты своего труда. Развиваю у студентов умение работать не только индивидуально, но и в группах различного рода, распределять правильно обязанности, нести ответственность не только за себя, но и за результаты деятельности товарищей, уважать их мнение. Умею прогнозировать результаты своей работы, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого, предусматривая при этом этапы последовательного устранения недостатков. Умение найти взаимопонимание с каждым студентом позволяет добиваться 100% успеваемости при стабильном качестве знаний.       

             Результатом своей работы считаю

                Участие:

  • Республиканская научно-практическая конференция «Здоровьесберегающее образование: «Опыт, проблемы, перспективы развития» - 2013 г,  сертификат участника;
  • Третья заочная научно- практическая конференция с международным участием «Социально-психологическое здоровье участников образовательного процесса» - 2014 г., сертификат участника;
  • Заочная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в профессиональном образовании» среди медицинских и фармацевтических образовательных учреждений Приволжского федерального округа

«Оренбургский областной медицинский колледж» статья в сборнике  «Инновационные технологии в профессиональном образовании» «Здоровьесберегающая деятельность в колледже» – 2014 г., стр. 68;

  • Конкурсе санбюллетеней, на тему «Мы выбираем здоровое питание», 2 мест.

7. Возможность тиражирования.

 Свое педагогическое мастерство совершенствую, посещая семинары, научно – практические конференции, проходя курсы повышения квалификации.

             В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю на семинарах, заседаниях ЦМК, конференциях, а так же активно посещаю уроки и внеклассные мероприятия своих коллег – преподавателей, имеющих большой опыт работы. 

 

Мною разработаны рабочие программы:

1.Анатомия и физиология человека по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» 2014г.

2. Анатомия и физиология человека по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» 2014г.

3.Основы патологии по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» 2014г.

4. Основы патологии по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» 2014г.

5.ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» 2014г.

6.ОП 01 Здоровый человек и его окружение по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» 2014г.

7.ПМ 04 Профилактическая деятельность по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» 2014г.

               Рабочие тетради:

1.Анатомии и физиологии человека по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и 34.02.01 «сестринское дело» 2014г.

2.Основам патологии  по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и 34.02.01 «Сестринское дело» 2014г.

             Методические пособия:

1. «Строение костей черепа»

2. «Мышцы верхней конечности»

3. «Мышцы спины, груди, живота»

 

            Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного специалиста: "У него были отличные учителя!" Об этом и русская поговорка – "Дерево и учитель познаются по плоду".

А самое главное, я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих студентов.