Из опыта работы
Татьяны Юрьевны Ющиной , преподавателя биологии ГБПОУ РМ «Темниковский медицинский колледж »
Работа преподавателя в медицинском колледже заключается не только как специалиста, который даёт знания по дисциплине, а также воспитателя который учит мыслить, думать неординарно. Поэтому, при подготовке к занятиям приходится искать различные методы и методики преподавания для того, чтобы научить студентов грамотно и профессионально выйти из сложившейся ситуации в практической деятельности, уметь найти рациональное зерно из огромного количества интернет источников.
Обучающиеся идут в ногу со временем, получают большое количество информации, большинство из них интересуются новинками научных достижений.
И как не быть скучным для обучающихся, как суметь их заинтересовать?
Использование в преподавании занятий различных методов и методик позволяет, по-моему мнению, выглядеть компетентным, креативным преподавателем.
Развитию таких умений может способствовать по моему мнению, технология критического мышления. Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.
На своих занятиях по дисциплине Биология я стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.
Например: занятие на тему: «Оплодотворение» , применяется стадия вызова. Приём “Верные и неверные утверждения”. С целью актуализации знаний обучающихся используется время на обсуждение 10 минут. Утверждения вначале обучающиеся оценивают индивидуально, затем обсуждают в группах; в конце – обсуждение с аргументацией ответов.
В конце занятия предполагается возвращение к верным и неверным утверждениям. После чтения текста, обучающиеся снова пишут (уже во второй колонке таблицы) “верно – неверно”. И затем снова ведётся обсуждение: у кого изменилось мнение и почему.
«Мозговой штурм» - коллективный метод поиска новых идей и решений. Эту технологию я часто применяю на занятиях изучения нового материала. Например, при изучении раздела «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение», темы « Антропогенез» я ставлю перед обучающимися вопрос: какие признаки Человека Разумного позволяют отнести его к классу млекопитающих, а какие признаки выделяют его из животного мира? Этот вопрос позволяет продемонстрировать знания не только из области биологических дисциплин, но и затрагивает общественные науки, аспекты морали, нравственного становления личности. «Мозговому штурму» можно подвергнуть и такие спорные с точки зрения общечеловеческих ценностей области биологии как клонирование, генная инженерия.
Фаза осмысления применяю по теме « Бактерии, их жизнедеятельность». Работа с текстовой информацией.
1 . Выберите командира, который будет выступать с результатами работы.
2.Прочитайте текст.
3.Назовите его.
4. Составьте план.
1 группа.
1 Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.
-Охарактеризуйте различные формы , используя только прилагательные.
2 группа.
-Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий?
Изобразите эти условия символами, в виде символов, подобных символов на ярлыках одежды.
Рассмотренные приёмы развития критического мышления на занятиях биологии позволяют сделать работу на занятиях более эффективной, интересной и творческой, дает возможность преподавателю оценить способности обучающихся, провести рефлексию их деятельности, ценностно-смыслового усвоения их содержания, а также собственной деятельности на занятии. Поэтому эти приёмы, а также технологию в целом, можно успешно применять в учебном процессе.
ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Ющиной Татьяны Юрьевны
Видеофрагмент занятия