Из опыта работы

Татьяны Юрьевны Ющиной , преподавателя биологии  ГБПОУ РМ «Темниковский медицинский колледж »

 

Работа преподавателя в медицинском колледже заключается не только как специалиста, который даёт знания по дисциплине, а также  воспитателя который учит мыслить, думать неординарно. Поэтому, при подготовке к занятиям приходится искать различные методы и методики преподавания для того, чтобы научить студентов грамотно и профессионально выйти из сложившейся ситуации в практической деятельности,  уметь найти рациональное зерно из огромного количества интернет источников.

       Обучающиеся идут в ногу со временем, получают большое количество информации, большинство из них интересуются новинками научных достижений.

 И как не быть скучным для обучающихся, как суметь их заинтересовать?

Использование в преподавании занятий различных методов и методик  позволяет, по-моему мнению,  выглядеть компетентным,  креативным преподавателем. 

            Развитию таких умений может способствовать по моему мнению, технология критического мышления. Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает  критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

На своих занятиях по дисциплине Биология  я стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.

Например: занятие на тему: «Оплодотворение» ,  применяется стадия вызова. Приём “Верные и неверные утверждения”. С целью актуализации знаний обучающихся используется время на обсуждение 10 минут. Утверждения вначале обучающиеся  оценивают индивидуально, затем обсуждают в группах; в конце – обсуждение с аргументацией ответов.

В конце занятия предполагается возвращение к верным и неверным утверждениям. После чтения текста,  обучающиеся снова пишут (уже во второй колонке таблицы) “верно – неверно”. И затем снова ведётся обсуждение: у кого изменилось мнение и почему.  

«Мозговой штурм» - коллективный метод поиска новых идей и решений. Эту технологию я часто применяю на занятиях  изучения нового материала. Например, при изучении раздела «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение», темы « Антропогенез» я ставлю перед обучающимися вопрос: какие признаки Человека Разумного позволяют отнести его к классу млекопитающих, а какие признаки выделяют его из животного мира? Этот вопрос позволяет продемонстрировать знания не только из области биологических дисциплин, но и затрагивает общественные науки, аспекты морали, нравственного становления личности. «Мозговому штурму» можно подвергнуть и такие спорные с точки зрения общечеловеческих ценностей области биологии как клонирование, генная инженерия.

 

Фаза осмысления применяю по теме « Бактерии, их жизнедеятельность». Работа с текстовой информацией.

1 . Выберите командира, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитайте текст.

3.Назовите его.

4. Составьте план.

1 группа.

1 Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки.

-Охарактеризуйте различные формы , используя только прилагательные.

2 группа.

-Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

- Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий?

Изобразите эти условия символами, в виде символов, подобных символов на ярлыках одежды.

            Рассмотренные приёмы развития критического мышления на занятиях биологии позволяют сделать работу на занятиях более эффективной, интересной и творческой,  дает возможность преподавателю оценить способности обучающихся, провести рефлексию их деятельности, ценностно-смыслового усвоения их содержания, а также собственной деятельности на занятии.  Поэтому эти приёмы, а также технологию в целом, можно успешно применять в учебном процессе.

ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  Ющиной Татьяны Юрьевны

Видеофрагмент занятия