Потребность в самостоятельном овладении  профессиональными умениями и навыками –  неотъемлемое условие подготовки специалистов

 

 

Исайкин Игорь Сергеевич, преподаватель Хирургических болезней

ГБПОУ РМ  «Темниковский медицинский  колледж»

 

 

    В новых социально-экономических условиях реальную ценность для здравоохранения представляет лишь широко образованный специалист, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи с требованиями госстандарта и работодателей.

    Современная система подготовки медицинского работника должна формировать у него потребность в самостоятельном, непрерывном овладении профессиональными компетенциями, умениями и навыками в течение всей его жизни. Как определено Национальным проектом «Здравоохранение - 2019»  одним из системообразующих факторов,  определяющих эффективное функционирование системы здравоохранения, является наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением РФ. Для решения поставленных задач в медицинских образовательных учреждениях, согласно ФГОС 3+, предусматривается обязательная самостоятельная деятельность обучающихся.

    Под самостоятельной работой студентов нужно понимать такую работу, при которой у студента появляется способность ставить и решать различные познавательные и практические задачи, то есть самостоятельная работа студентов - это активное познавательная деятельность по усвоению профессиональных компетенций  и выработки умения их творческого применения в практической деятельности.

Общеизвестно, что  самостоятельная работа студентов должна включать в себя следующие функции:

- познавательную (приобретение новых знаний, осмысление их)

-обучающую (формирование умений и навыков работы с источниками по специальности, навыков научно-исследовательской работы, методов научного познания)

-воспитательную (воспитание сознательной дисциплины, самостоятельной активности)

-развивающую (развитие творческого мышления, мотивов познавательной деятельности, волевого самоконтроля).

    В своей профессиональной деятельности я применяю различные типы самостоятельной работы: воспроизводящая,  реконструктивная, эвристическая, творческая.

    Одним из вопросов организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов является ее планирование. Поэтому, заранее стараюсь определить какие темы, фрагменты тем,  студенты могут усвоить самостоятельно; продумываю варианты заданий репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие общих и профессиональных компетенций, индивидуальных способностей студентов; обращаю внимание на формы организации самостоятельной работы.

   

 

 

    Перед выполнением внеаудиторной работы студентам даются следующие рекомендации:

- прежде чем приступить к работе, изучите цели задания, что поможет вам осуществить самоконтроль в конце работы;

-ход работы проводите по «шагам», не приступайте к следующему пункту, не пройдя предыдущий;

-при работе с литературными источниками выделяйте главное, основное, сопоставляйте различные точки зрения на проблему;

-в конце работы оцените степень достижения вами целей задания.

    Самостоятельная работа студентов должна быть систематической, управляемой преподавателями, становящейся доминантной. Объем планового времени на самостоятельную работу определяется на основе учета общего лимита времени, не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели.

    Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу студентов должен составлять  50% от объема, отведенного на обязательную учебную нагрузку по дисциплине или ПМ. Контроль результатов самостоятельной работы студентов должен осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).

Проанализировав  типы самостоятельной работы, которые используются при проведении мной практических занятий по междисциплинарным курсам считаю, что в большинстве случаев это воспроизводящая (репродуктивная) самостоятельная работа, предполагающая, знания – копии и алгоритмическую ситуацию.  К примеру, изучаем способы лечения чистых или гнойных ран:

-они лечатся по определенному алгоритму:

промывание раны:

растворами антисептиков,

- перекисью,

-фурациллином,

-йодинолом,

-дренирование

- наложение повязки с гипертоническим раствором.

 

    И студент, зная данный алгоритм действий, самостоятельно обрабатывает ожоговую поверхность по алгоритму, но другому.

    Также часто использую реконструктивную самостоятельную  работу: когда имеющиеся знания и известный способ действия применяются в частично измененной ситуации. К примеру, при изучении десмургии демонстрируются повязки,  допустим тугую восьмиобразную повязку на лучезапястный сустав. После отработки данной повязки,  усложняю задачу – предлагаю наложить аналогичную повязку на пястно-фаланговые или фаланго-фаланговые сочленения, или на голеностопный сустав.  Большинство студентов справляются с поставленной задачей после проведения самостоятельной тренировки. Точно также поступаю и с другими видами повязок (это реконструктивная самостоятельная работа студентов).

А вот эвристическая (частично-поисковая) и творческая самостоятельная работа используются реже. К примеру, студентами-кружковцами при сборе и обработке материала для научно-исследовательской работы, собираем и обрабатываем материал на тему: «Варикозная болезнь нижних конечностей, клиника, диагностика, лечение по данным ГБУЗ «Темниковская  РБ им. А.И.Рудявского».

    Желаемый эффект от самостоятельной работы студента можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения. Самостоятельная деятельность вырабатывает у студентов психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и является необходимым условием самоорганизации собственной учебной, а в дальнейшем профессиональной деятельности. Следовательно, необходимо предать личностный смысл получаемому образованию, стимулировать творческий потенциал студентов за счет усиления внутренней мотивации учения, развития навыков самоорганизации, самообразования и самосовершенствования.

    Исходя из вышесказанного, считаю, что самостоятельную работу студентов целесообразно рассматривать как один из видов учебно-познавательной деятельности, ориентированной на общеобразовательную и профессиональную подготовку под управлением преподавателя.

    Как указывают ведущие педагоги системы среднего профессионального обучения, главным недостатком в организации самостоятельной работы студентов является однообразие форм и видов ее проведения. Чаще всего самостоятельная работа студентов протекает в традиционных формах: это написание реферата, подготовка докладов, сообщений. Поэтому в условиях, когда до 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу, творческий подход к выбору ее содержания и методов проведения актуален!

 

ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Исайкина Игоря Сергеевича